На наших улицах будет грязно до тех пор, пока есть субботники?
Прошла зима, настало лето, но мусор переживет и то и другое. Поэтому ежегодно с завидной регулярностью звучат пламенные призывы выйти на субботник и очистить, наконец, наш дивный город от скверны. Так было и в этом году: только-только отшелестели весной метлы, а вот уже и осенью отгремели лопаты. Что ж, теперь можно и передохнуть. Ведь только через полгода начнется новая кампания,
и тогда по новой — метлы, лопаты, носилки, призывы, лозунги. Так и живем: месяцами напролет кидаем окурки, обертки, закрываем на это глаза, чтобы потом судорожно искоренять то, что накидали. И удивляться — как, мусор снова здесь?!
Два мира
Да, мусорить плохо. Да, уродов, которые этого не понимают, много. Но участие в так называемом субботнике лишь усугубляет проблему.
В той форме, в которой он существует сейчас, субботник символизирует одно — полную и безоговорочную капитуляцию перед действиями тех, кто не понимает самых простых, базовых, житейских вещей: нельзя гадить там, где живешь.
Убирать за ними из года в год — соглашаться жить по их правилам. Они оставили мусор — мы убрали, они снова оставили — круг замкнулся. Это означает принятие порядка: есть граждане, которые мусорят, есть граждане, которые за ними убирают. Самое обидное, что эти категории, как правило, не пересекаются.
Время от времени в городе можно встретить милицейские патрули. Может, было бы логичным с их помощью наказывать "загрязнителей"? Только не штрафами, а общественными работами. Отказ от денежных отношений ограничил бы возможности появления коррупции, а вид почтенного джентльмена, метущего улицы, заставил бы других подумать: стоит ли выкидывать мусорное ведро, как это сделал он, в ближайшей подворотне?
Есть у меня один знакомый, его даже приятелем не назовешь. Как-то пришлось скоротать с ним несколько минут на автобусной остановке. Он кинул сигаретную пачку. "Ну и чего! Есть же, кто все это убирает, а я даю им работу", — такова была реакция на вопрос, зачем, мол, кинул. Что это? Оправдание? Объяснение? Бравада? Признаться, я и тогда не знал, как на такое реагировать, не знаю и теперь.
Посмотришь вокруг, вся наша жизнь складывается из подобных мелочей. Мы не упускаем шанса погордиться великой культурой, великими поэтами, великими писателями и вообще всем великим, но то самое ощущение "здесь и сейчас" складывается вовсе не из грандиозных свершений.
Большая культура не работает, когда нужна культура обыденная. Грубо говоря, что толку от томика Чехова, если им нельзя стукнуть по башке пассажиру автомобиля, из окна которого летит на тротуар смятая сигаретная пачка. Даже если было бы можно по закону — все равно б не помогло.
С другой стороны — эффективность субботников, этих приступов благоустройства, очень низка. Руками инженеров, врачей, музыкантов эпизодически, зато бесплатно делается то, что должны делать специалисты, то есть дворники — регулярно и за зарплату.
К сожалению, один день ударного труда преподавателя музыкальной школы в тот же день пойдет коту под хвост, как только на это место совершит набег компания с пивом. Вряд ли они заберут с собой все свои пакетики из-под семечек, окурки, шелуху, бутылки. Ничего не поделаешь, часто бывает так, что отдых по-нашему — это когда с музыкой на всю улицу из открытого автомобиля, с фуршетом прямо в багажнике и свинарником после.
Тогда ради чего все это делается?
Властные примеры
Одним погожим осенним утром мне посчастливилось прогуляться вдоль Келарского пруда. О, какая встреча — на склонах под Музеем игрушки наводит чистоту молодежь в фирменных жилетах с символикой одной правящей партии.
Подумалось: а если бы на жилетах вместо этого был изображен, скажем, искусственный спутник Земли, как бы это повлияло на качество труда? Он стал бы менее продуктивным? Более? Остался бы прежним? Тогда почему именно партийная символика?
Если человеку надо просто убраться, он не будет рассказывать всем, из какой он партии. Я вообще не понимаю, как это может быть связано. Чистым улицам все равно, кто их убрал.
Включаю телевизор. Показывают одного видного местного политика — что называется, без галстука. Зато с граблями. Сотоварищи он вышел на субботник, как же не прокрутить это по ТВ!
Дорогой политик! При всем уважении к вам, ну за кого вы нас принимаете? Вы — умный, образованный человек, а пользуетесь пиар-штучками начала прошлого века. Ведь еще Ленин таскал бревно, и что это дало?
Мне кажется, народ ходил на субботники вовсе не потому, что вождь пролетариата хрестоматийно нес хрестоматийное полено. Люди же не дураки. Они шли на субботник, ездили на картошку (чего стоит одно только выражение — "поехать на картошку") ради того, что хитрые американцы называют словом "соушиалайзинг" — социализироваться то есть. "Притираться" друг к другу, общаться, тем и развлекаться.
Советский соушиалайзинг тоже был развлечением, пусть даже государство извлекало из этого свою выгоду. Даже о демонстрациях сегодня чаще вспоминают как о поводе пообщаться. Только вовсе не о руководящей роли партии и правительства выходили беседы: "Погода в этот день обычно была дрянь, но после мы шли домой к Леньке — у него всегда был хороший коньяк".
Дети бывалых "ходоков на картошку" неплохо усвоили прелести совместного досуга. Прислушайтесь, как они отзываются о субботниках в своей компании, что пишут в Интернете — типа, помашем граблями минут двадцать, а потом пиво пойдем пить. Вот такой повод сходить убраться. И причем тут публичные примеры власти?
Я это к тому, что если человек скажет, что он пошел на субботник потому, что видел по ящику, как это делает политик Иван Иванович Иванов, я начну обходить такого человека стороной. Потому что этот человек — странный, непонятный и либо фальшивый, либо фанатик.
Дело не в деньгах
По большому счету нет ничего ужасного в том, что участие в субботнике не оплачивается. Конечно, вознаграждение тут бы не помешало. Можно даже обойтись без "живых" денег — например, тем же студентам, участвовавшим в благоустройстве, выделить бесплатные билеты на дискотеку или в кино. Отличившимся семьям подарить абонемент в театр или бассейн. Да и просто покормить потрудившихся горожан было бы как-то по-человечески правильно.
Главное — не в оплате такого труда. Вокруг полно людей, которые делают что-то бесплатно ради других: пишут стихи, устраивают выставки, организуют общества энтузиастов того или иного хобби.
Вообще наличие бесплатности — это признак здорового общества. За "просто так" могут работать внутренне свободные и самодостаточные люди, и чем больше таких людей, тем лучше и интереснее жить окружающим.
Казалось бы, разверни общественно полезный труд в этом ключе, и многие бы увидели в нем реальную пользу и азарт. А какой драйв в навязшей в ушах еще со школьных времен циничной формулировке "добровольно-принудительно"? В кампанейщине? Абсолютно никакого.
Кстати, о школах и вузах. Львиную долю трудящихся в субботник составляют именно школьники и студенты. И те и другие одинаково бесправны.
Не завидую студенту, который рискнет вступить в открытую конфронтацию с деканатом по поводу своего права отказаться от субботника.
Не завидую родителям, которым приходится мириться с тем, что их ребенок в школе вместо уроков собирает гнилые коряги, битые бутылки и использованные шприцы.
Взятое вместе — это, наверное, и есть самое дикое проявление субботников: там, где взрослый может выбирать, молодой не имеет порой ни единого шанса.
Их нравы
Справедливости ради надо сказать, что субботник — вопреки распространенному мнению — существует не только в бывшем СССР. В США, Великобритании, Австралии и других странах работают целые общества по координации добровольной уборки улиц.
Правда, число волонтеров относительно невелико — например, по некоторым оценкам, в прошлом году американский "уик-энд чистоты" собрал примерно один процент от всего населения.
Но, что интересно, самому дню уборки предшествует год профилактики: людей убеждают, что мусорить — плохо. Рекламные слоганы запускаются в общество, проникают повсеместно, становятся поговорками, оседают в поп-культуре. Так население получает код, своего рода послание, с которым и живет.
Где вы в последний раз видели призывы к чистоте у нас — только чтобы не в лоб, не напролом? Когда мы с женой смотрим появляющиеся стайками радостные телерепортажи про субботники, часто заключаем пари. Суть пари проста: скажет ли корреспондент в конце сюжета сакраментальное и донельзя затертое "чисто не там, где метут, а там, где не сорят"? К сожалению, чаще проигрывает тот из нас, кто надеялся, что на этот-то раз уж обойдутся без штампов.
И вот чем это опасно. Происходит подмена — свое искреннее отношение к проблеме походя заменяют штамповкой. Стремление к чистоте — стремлением засветиться. Все несерьезно, все просто так.
Оттого какие могут быть претензии вон к тому парню в черной куртке и черных брюках? Он выглядит как все, он ведет себя как все, он просто бросил пустую банку в кусты — это же просто так. Мелочь. Несерьезно.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперёд"